Деловой мир,
10 апреля 1995 г.
Медицинское страхование — это не чья-то прихоть, а жесткая необходимость 2222 просмотра
Вот уже пошел третий год, как в России внедряется обязательное медицинское страхование. Сейчас в стране работают 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования и более 350 страховых медицинских организаций. Застраховано свыше 60 процентов населения.
Цифры как будто впечатляют. В то же время народ в своем большинстве имеет о медицинском страховании самые смутные представления. Налицо явный парадокс, объяснить который мы попросили председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья Бэлу Денисенко.
— Да, медицинское страхование пока не оправдывает возложенных на него ожиданий. Но могло ли быть иначе? Давайте вспомним нашу недавнюю историю. Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, который должен был заложить новую экономическую основу здравоохранения, повернуть медицину к человеку, как бы обогнал свое время. Он был принят в 1991 году, еще до того, как страна вошла в рынок. Не были готовы ни структуры, ни граждане, ни сами медицинские работники. И поэтому до 1993 года закон оставался практически невостребованным.
Надо сказать, что судьба этого закона вообще оказалась незавидной. Многие его положения по-настоящему никогда не действовали. Посчитав, что “страховые” деньги идут взамен “бюджетных”, а не в дополнение к ним, органы исполнительной власти по существу перестали финансировать развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, подготовку кадров, научные исследования. На все наши попытки изменить ситуацию следует неизменный ответ: у нас есть фонды обязательного медицинского страхования, оттуда и надо черпать деньги. Можно подумать, что это какая-то бездонная бочка. Напомню, что медицинское страхование “живет” за счет средств, перечисляемых всеми предприятиями и учреждениями в размере 3,6 процента от фонда заработной платы. В этом году это примерно 9,7 трлн рублей. Денег в обрез. Дай Бог, чтобы хватило на оплату труда медицинских работников.
Более того. Часть средств фондов ежегодно изымается по решениям местных администраций на всякие “пожарные” надобности. Причем инициатива зачастую исходит с самого верха. Так, по рекомендации первого вице-премьера Олега Сосковца “страховые” деньги использовались для подготовки к... отопительному сезону. А в прошлом году чуть было вообще не “отменили” медицинское страхование, забрав значительную часть средств фондов в бюджет. Были попытки повторить номер и в этом году, но нашему комитету с помощью других депутатов удалось отбиться.
Справедливости ради отмечу, что на такие действия исполнительную власть порой провоцируют сами фонды. Некоторые их сотрудники, пользуясь всеобщей неразберихой, отсутствием депутатского контроля на местах, обеспечили себе за счет средств фондов шикарную жизнь. Деньги “прокручивались” на депозитах, тратились на автомобили, недвижимость. Например, Кемеровский территориальный фонд дал взаймы своим работникам 544 млн. рублей на приобретение жилья. Причем 400 млн. рублей из этой суммы было взято в банке в кредит. Хороший фонд. Однако возникает один вопрос: из, каких денег будут выплачиваться банковские проценты? Очевидно, за счет страховых взносов. А в Брянском территориальном фонде деньги вообще исчезают бесследно. Перечислено в качестве предварительной оплаты почти 55 млн. рублей, а куда, кому и за что — из договора неизвестно.
Можно, наверное, назвать и другие причины болезни, поразившей систему медицинского страхования. Так или иначе, но она оказалась неспособной решить одну из коренных проблем здравоохранения — обеспечить пациенту право выбора врача, а врачу возможность зарабатывать деньги в зависимости от количества и качества своего труда.
— Картину вы нарисовали, прямо скажем, не очень радужную. Что же делать? Не так давно заместитель министра здравоохранения и медицинской промышленности Александр Царегородцев сообщил журналистам, что его министерство предлагает повысить с 3,6 до 7 процентов отчисления в фонды обязательного медицинского страхования. Может, это изменит ситуацию в лучшую сторону?
— Выступать с подобными идеями в наше время — все равно, что заниматься пустыми фантазиями. Несерьезно говорить о повышении страховых взносов почти в два раза, когда предприятия и без того сидят на мели, не зная, куда деваться от налогов. Боюсь, что и 3,6 процента собрать будет трудно.
— Министр здравоохранения и медицинской промышленности Эдуард Нечаев постоянно говорит о координации всех средств, идущих на нужды здравоохранения.
— Аппетиты министра за последнее время значительно выросли. Он, судя по всему, задумал “проглотить” систему обязательного медицинского страхования с потрохами. Ну что от нее останется, если Минздравмедпром, как предлагает господин Нечаев, возьмет под свое крыло Федеральный фонд, а органы здравоохранения на местах — территориальные фонды? А для страховых компаний вообще места не нашлось. Их функции, видимо, приказом министра собираются передать тем же органам здравоохранения. И все это вполне серьезно обсуждалось на днях на заседании Координационного совета по региональной политике в области здравоохранения.
Пожалуй, ни в одной сфере нашей жизни мотив реставрации не звучит столь громко и отчетливо, как в здравоохранении. Вместо того чтобы наладить взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти, фондов обязательного медицинского страхования, страховых компаний, ассоциаций врачей, делается попытка все разрушить, вся опять подчинить воле чиновников от медицины.
Нельзя вместе с водой выплескивать и ребенка. За два года действия закона создан определенный задел. Определены источники финансирования медицинского страхования, худо-бедно, но функционируют соответствующие структуры, формируется рыночная среда. Пора всем понять, что медицинское страхование — это не чья-то прихоть, а жесткая необходимость.
— И все же как быть с пороками системы медицинского страхования, о которых вы только что рассказали? Это тоже жесткая необходимость?
— Разумеется, нет. Комитет по охране здоровья предлагает внести в закон о медицинском страховании существенные изменения и дополнения. Скоро они будут рассмотрены Государственной думой. Если депутаты дадут им “добро”, закон заработает, и со временем страна получит эффективную систему медицинского страхования. Недавно наши предложения обсуждались на парламентских слушаниях с участием специалистов, работающих в системе здравоохранения Москвы и других регионов России, представителей исполнительной и законодательных органов власти, юристов, руководителей фондов обязательного медицинского страхования. В целом нас поддерживали, хотя было высказано и немало замечаний.
— Вы сказали, что страна получит эффективную систему медицинского страхования. Это довольно общее утверждение. Людей интересует, что конкретно даст им доработанный закон.
— Значительная часть населения вообще не знает, что у них должен быть какой-то страховой полис и зачем он нужен. Так вот, в закон мы предлагаем ввести статью, которая превратит страховой полис в действительно ценный документ. Он позволит пациенту выбирать себе и страховую компанию, и врача, включая частного, и медицинское учреждение, с которым страховая компания должна будет заключить договор. Этот страховой полис будет, можно сказать, конвертируемым, Предъявив его, вы сможете получить необходимую. медицинскую помощь в любой точке России.
В медицинском страховании появится фигура частнопрактикующего врача. Узаконив частных специалистов, поставив их в равные стартовые условия, в том числе и в налогообложении, с другими врачами, мы тем самым создадим условия для развития конкуренции в здравоохранении, что, безусловно, будет пациентам только на пользу.
Надеюсь также, что нам удастся хотя бы частично изменить ситуацию в системе первичной медицинской помощи. Я убеждена, что будущее здесь за семейными врачами, которые придут на смену врачам участковым. Согласно законопроекту, врач, работающий в системе первичной помощи, получит возможность стать держателем и распорядителем всей суммы средств, отпущенной на медицинское обслуживание всех выбравших его пациентов. Иными словами, принципиально меняются функциональные обязанности врача. Он становится в ответе за все — и за оказание первичной помощи, и за стационарное лечение, и за реабилитацию больного, оплачивая услуги консультантов, лечение в стационаре и т.п. Такой врач будет вести в семье как взрослых пациентов, так и детей, может быть, из поколения в поколение.
Конечно, мы понимаем, что далеко не везде готовы к таким новшествам. Поэтому статья закона, касающаяся семейных врачей, по своей форме отнюдь не директивна. Она разрешает, а не предписывает.
Наконец, поправки к закону, если они будут приняты, обяжут местные администрации перечислять деньги на страхование неработающего населения. Сейчас помощь ему фактически оказывается за счет работающих, т.е. из тех же 3,6 процента. Скажу прямо, что это наше предложение встречено в штыки многими руководителями органов здравоохранения на местах. Они привыкли монопольно распоряжаться средствами, выделяемыми из местных бюджетов на здравоохранение, не гарантируя в то же время бесплатную и качественную медицинскую помощь. Но мы, тем не менее, собираемся отстоять эту норму, предусмотрев к тому же жесткие штрафные санкции за ее невыполнение.
— Ну а для врачей что-нибудь изменится? Может, заработная плата вырастет?
— Медицинское страхование — это не автоматическое увеличение окладов, а реальная плата за конкретные медицинские услуги, оказываемые пациентам. Это право врача зарабатывать самому, а не пробивать вместе с профсоюзом более высокие оклады. Медицинское страхование должно стать тем экономическим рычагом, который позволит провести структурную перестройку системы здравоохранения, сократить лишние койки, сократить лишних врачей.
— У нас есть лишние врачи?
— Судите сами: на 10 тысяч человек в России приходится 47 врачей, в США — 28, во Франции — 25, в Японии — 22. И по числу коек “мы впереди планеты всей”.
— Но сокращение врачей — это безработица.
— Если пациент получит реальное право выбирать врача, то заинтересованность последнего в повышении своей квалификации резко повысится, ибо за каждым пациентом “пойдут” деньги. Очевидно и другое: врачам, которым больные откажут в доверии, придется менять профессию.
Дело это чрезвычайно тонкое, затрагивающее судьбы людей. Поэтому какие-то волевые решения, административное давление сверху неприемлемы в принципе. Вместе с тем к грядущей безработице нужно готовиться уже сейчас. Однако государство в лице руководителей Минздравмедпрома лишь усугубляет ее, не желая сокращать прием студентов в медицинские вузы. Мировой опыт нашим чиновникам от медицины не указ. Они по-прежнему делают ставку на вал, хотя куда эффективнее направлять деньги на повышение качества подготовки будущих специалистов, улучшение условий их жизни.
— Каким образом будут исключены злоупотребления в использовании “страховых” денег?
— Работа фондов обязательного медицинского страхования ставится под жесткий контроль общества в лице законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Они будут утверждать как годовые бюджеты фондов, так и отчеты об их исполнении.
Кроме того, в закон вводится статья, запрещающая руководителям органов здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования, медицинских учреждений входить в состав органов управления страховых медицинских организаций. Вряд ли есть необходимость подробно разъяснять, к чему приводит подобное совместительство.
Постараемся мы осложнить жизнь и любителям ремонтировать котельные на средства фондов обязательного медицинского страхования. В законопроекте записано, что эти средства использованию на иные, кроме обязательного медицинского страхования цели, не подлежат.
— И, пожалуй, Бэла Анатольевна, последний, но самый важный для читателей вопрос. Не придется ли теперь всем нам вносить какие-то взносы на обязательное медицинское страхование?
— Нет. Конституционное право граждан России на бесплатное медицинское обслуживание сохраняется. Обязательное медицинское страхование будет финансироваться, как я уже говорила, исключительно за счет средств бюджетов всех уровней, страховых взносов предприятий, учреждений и организаций.
— На бумаге выходит гладко. Однако всем известно, что во многих районных поликлиниках бесплатную услугу получить уже довольно сложно. Вот за плату — пожалуйста. Причем ее оказывают те же самые врачи на том же самом оборудовании.
— Это делается в нарушение закона. Он разрешает медицинским учреждениям оказывать платные услуги населению, но — подчеркну это особо — без ущерба для программ обязательного медицинского страхования.
— К сожалению, мало кто знает, что это за зверь такой — программа обязательного медицинского страхования. Объясните уж как-нибудь попроще, за что нам надо платить, а за что — нет.
— В этом смысле за последние годы юридически ничего не изменилось. Если кто-то из нас вдруг захочет полечиться в отдельной палате с персональной сиделкой и питанием на заказ или исследовать на дорогостоящем оборудовании свой организм вдоль и поперек без всяких на то показаний, то ему, безусловно, придется раскошелиться. Вместе с тем мы и сейчас не должны платить за те услуги, которые нам оказывали бесплатно, скажем, пять или десять лет назад. В противном случае налицо обман населения или, говоря юридическим языком, — ущерб для программ обязательного медицинского страхования. Хочу предупредить всех, кто охоч к подобному промыслу: с вступлением в силу поправок к закону ваше медицинское учреждение может быть лишено лицензии на право заниматься обязательным медицинским страхованием, а значит, и государственного финансирования.
Завершая наш разговор, не могу удержаться от маленькой сентенции. Никакой закон, уважаемый читатель, без вас работать не будет. Никто вам на блюдечке с голубой каемочкой ничего не принесет. Вы должны хорошо знать свои права и научиться отстаивать их. Только тогда, может быть, у нас что-нибудь и сдвинется.
Беседу вел Владимир УСАНОВ
Вся пресса за 10 апреля 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|